Лазурит
Лазурит,
или ещё его называют, ляпис-лазурь
(Na6Ca2(AlSiO4)6(SO4,S,Cl)2), это непрозрачный минерал от синего до
голубовато-серого или зеленовато-серого цвета.
Лучшими
считают камни сочно синие
или сине-фиолетовые, а также насыщенно голубые.
Название
этого камня «ляпис-лазурь»
появилось только в раннем Средневековье, обозначая его как «лазурный
камень».
Слово
«лазурь» происходит от
персидского слова «лāжвард», «синий
камень», «лазурит». В Италии его называли» Lapis Lazzuli», во
Франции - «Pierre
d’Azur».
Современное
название «лазурит»
появилось лишь в XVIII веке, но «ляпис-лазурью» назывались только
плотные и
однородно окрашенные тёмно-синие разновидности лазурита.
Кристаллы
лазурита очень редки, они
имеют форму октаэдра или ромбододекаэдра.
Обычно
лазурит встречается в виде
тонко- и среднезернистых массивных агрегатов или прожилок в мраморе.
Часто
лазуритом называют также
неоднородную по составу породу, образованную плотным срастанием зёрен
лазурита,
содалита, доломита и кальцита, иногда с диопсидом и полевыми шпатами.
Лазурит
добывают в Афганистане
(Бадахшан), в России (Южное Прибайкалье), Аргентине, Чили, США, Мьянме,
Таджикистане (Памир).
Копи в
Бадахшане являются
древнейшими, этот камень сложными путями попадал из Афганистана в
Китай,
Египет, Византию и Рим.
Афганский
лазурит из
месторождения Сары-Санг был обнаружен в гробницах фараонов и при
раскопках
Трои.
Не
уступает по качеству
бадахшанскому байкальский лазурит, а памирский отличается более
светлыми
оттенками и ценится ниже.
Лазуритовые
копи в Бадахшане -
ближайшей к границе с Туркменистаном области Афганистана ещё за 7000
лет до н.
э. были единственными в мире поставщиками минерала. В копях откалывали
огромные
глыбы мрамора с включенными в него скоплениями кристаллов лазурита.
Приближение
к лазуритовым копям в
прошлые века каралось смертной казнью, а сами горняки были прикованы к
стенам
шахт цепями. Лазурит считался священным камнем, и владеть им имел право
только
сам эмир.
Ювелирный
лазурит —
тёмно-синий полиминеральный агрегат без видимых светлых включений.
К
ювелирным сортам относится
плотный лазурит тёмно-синего, василькового и фиолетового цветов.
Обрабатывается
кабошоном или пластинами.
В более
низких сортах допускаются
пятна белого, голубого и серого цвета, занимающие соответственно не
более
15 % от общей площади поверхности камня.
В самом
дорогом лазурите из Бадахшана
(Афганистан) обычны золотистые блёстки вкраплений пирита.
Лазурит
используют в ювелирном
деле как недорогой, но красивый поделочный камень, он довольно мягкий и
хрупкий
минерал, легко обрабатывается и полируется.
Лазурит
могут дополнительно
красить в синий цвет или имитировать путем окраски в синий белых камней.
Из
лазурита изготовляют
декоративные вазы, шкатулки, статуэтки. В виде тонких пластин применяют
для инкрустации
в художественных мозаичных работах, а также для облицовки колонн, каминов и др.
Две
грандиозные пятиметровые
центральные колонны иконостаса Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге
выполнены в 1854 году из бадахшанского лазурита, купленного еще
Екатериной II
по цене фунт серебра за фунт камня.
В Китае
из лазурита изготавливали
шарики для головных уборов мандаринов как эмблемы их власти. Статуя
египетского
фараона Тугмоса III была покрыта лазуритом и золотом - в Древнем Египте
лазурит
был священным камнем , его называли «камнем неба».
Лазурит -
один из наиболее ценных
и наиболее древних минеральных пигментов.
Перетёртый
лазурит является натуральным
пигментом ультрамарин, также называемый ляпис-лазурь.
Обычно
применяется в связующих (смоле,
темпере, водяных красках (акварели) и пр., и даже
при использовании на картинах, написанных
масляными красками.
В
восточной живописи этот синий пигмент
стал использоваться гораздо раньше, чем в Европе, но не ранее VI -
VII вв.
Ультрамарин
широко использовался
в росписях Кизила (китайский Туркестан), храмах Бамиан (Афганистан),
древнего
Согда (Афрасиаб, Пенджикент, Шахристан и др.) и других памятников вдоль
Шёлкового
пути.
Ультрамарин
низкого качества
использовался и в византийских рукописях уже в VII веке.
Большое
применение ляпис-лазурь
нашла в работах средневековых миниатюристов.
Наиболее
показательна серия
манускриптов XV - начала XVI столетия, которую открывает Великолепный
часослов
герцога Беррийского.
Миниатюры
этого часослова - один
из первых примеров достоверного изображения ландшафтов в европейской
средневековой живописи. В отличие от более ранних манускриптов, фоном
для
пейзажей служит не золотой или орнаментальный фон, а изображение неба,
для
которого использовалась водяная краска на основе ляпис-лазури.
Средневековые
манускрипты
производили впечатление подлинной драгоценности не только благодаря
качеству и
насыщенности иллюстраций, но так же и благодаря пигментам,
изготовлявшимся на
основе драгоценных и полудрагоценных минералов, в том числе и
ляпис-лазури.
Растертый
лазурит был очень
дорогой краской, так как не выгорал на солнце и не боялся сырости и
огня. Эта
краска считалась незаменимой в живописи и окраске дорогих одежд, её
использовали Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти.
В
живописи натуральный ультрамарин
использовался до конца 20-х гг. XIX века, пока был вытеснен
дешёвым
искусственным ультрамарином, изобретённым Ж.-Б. Гиме в 1828 г. в
Тулузе.
Почти
одновременно производство
искусственного ультрамарина было создано Христианом Гмелином в
Тюбингене и
Ф.А. Кётигом в Мейссене.
К
1830-м годам работали многочисленные
фабрики по производству ультрамарина во Франции и Германии.
В
древности лазурит считался
камнем искренности, был символом способностей, дарований, успеха и
божественного
расположения.
В Европе
лазурит символизирует
благополучие, удачу и успех, в Индии преданную любовь и процветание.
.
|